Не лишним будет напомнить современникам о лучших футбольных традициях, массовом характере спортивных мероприятий.
В начале семидесятых на центральный стадион Тасеева вышли уличные «яшины» и «пеле», вовлеченные организаторской рукой пионерии и комсомола во всесоюзный клуб «Кожаный мяч».
В первом турнире участвовали ребята 1951-52 годов рождения, представляя всего три команды с улиц Кайтымской, Краснопартизанской и Октябрьской. Одеты они были разномастно. Многие не знали правил.
После такого дебюта, организаторы, по словам А.Е. Скоропадского, выполнявшего тогда некоторые функции, в том числе и судейские, не могли и представить, что турниру жить долго, что станет он популярным у детворы и взрослых, одним из самых массовых в ряду районных соревнований и продолжительным. Ведь для выявления чемпиона порой не хватало месяца ежедневных игр.
Идея вывести мальчишек из дворов и подворотен на авансцену, по выражению Анатолия Егоровича, не провалилась благодаря самим себе. Во-первых, многие парни, впечатленные итогами чемпионата мира 1966 года, на котором сборная СССР завоевала бронзовые медали, старались походить на выдающихся футболистов – Пеле, братьев Чарльтонов, Эйсебио, Льва Яшина, Игоря Численко, Валерия Поркуяна, Анатолия Банишевского. А где себя можно было проявить в Тасееве? «Кожаный мяч» представлял все возможности, ребятишки могли соревноваться сутками.
Немаловажно, что детский порыв, энтузиазм поддерживали старшие ребята, как например, Анатолий Федченко. Они были тренерами, менеджерами, воспитателями. Устраивали тренировочные сборы, доставали экипировку, следили за дисциплиной. Курягам и слабакам, как правило, место в команде надо было заслужить.
Особо следует сказать о подключении к турниру А.М. Витковского. Анатолий Михайлович своей бескомпромиссностью, невероятной энергичностью, отцовским отношением к детям, словно магнитом, подтянул на Ерчу все, что было в его силах. Он стал тем человеком, который как говорит народ, определял климат и содержание турнира, настроение юных футболистов.
С ними он определял лучших игроков – и они, одиннадцать человек, составляли, таким образом, сборную турнира. С тренерами и ребятами он составлял список символической сборной района всех времен, и было очень приятно, когда в него включались бойцы «Кожаного мяча», такие, как Геннадий Быбин, Владимир Бурмакин, Сергей Леонов, Николай Скатов. Он вручал победителям не только призы, но и смысловые ценные подарки: волейбольные мячи, палатки, удочки, комплекты настольного тенниса. Команда-победительница получала кубок и могла им владеть вечно, если трижды подряд становилась сильнейшей. Три таких реликвии набралось в копилке наград «Чайки» (Октябрьская) Витковский не допускал к игре ребят в бутсах, в форме, несоответствующей цвету команды, с выпущенными футболками или опущенными гетрами. Если давал свисток, объяснял игроку, какие тот нарушил правила. В перерывах между матчами успевал побывать в стане соперников и делал расклад действий защитников, полузащитников, нападающих. При нем количество команд возросло: «Заря», «Вымпел», «Факел», «Ракета», «Удар», «Чайка», «Буревестник» Чуть позже в спор включились караульнинский «Орленок» и суховский «Вихрь» Тасеевские 4-5 команд могли выставить два состава, и тогда борьба за чемпионство развернулась в старшей и младшей группах. Игры проходили по двухкруговой системе по правилам большого футбола, на большом поле, имевшем тогда очень жесткое покрытие, с полуторачасовым контролем времени. Можно представить себе, какие нагрузки выдерживали ребята. Но они не отбивали охоты соревноваться. И, безусловно, шли на пользу. Проведя на футбольном газоне 4-5 игровых сезонов, юноши уже могли на равных соперничать со взрослыми. Да и на работу, в армию или на учебу шли хорошо подготовленными физически.
В 1979-м году тасеевцы заняли четвертое место в крае среди сельских футболистов, а в 1987-м – взяли серебро на зональных соревнованиях. Как вы понимаете, добыли такую славу району бывшие участники «Кожаного мяча»
В 1988-м и 1989-м годах «Буревестники» из детского дома, подготовленные Юрием Холкиным и Григорием Пивневым, дебютировали на Всесоюзных соревнованиях «Кожаного мяча» в Анапе. Призов они не привезли, но о впечатлениях, об организации состязаний и атмосфере, о встречах с мастерами отечественного футбола они поведали Александру Энгелю (бывшему игроку «Зари»), и он, как председатель спорткомитета, активизировал работу детского клуба при ДЮСШ. Тренер Виктор Чернов, преданный футболу, ставил перед воспитанниками максимальные цели. Такая методика не раз приносила успехи на зональных и краевых аренах. Но делу мешали демография и оптимизация. Тридцатилетняя история «Кожаного мяча» прервалась. На смену пришла школьная спортивная лига и различные турниры, пропагандирующие мини-футбол. В итоге приходится констатировать, что количество команд не увеличилось, и резко снизилось количество играющих. К тому же, мини-матчи не дают возможности для роста мастерства и обретения физической закалки, которая очень важна для жизни в современном мире.